Госдума предоставляет права режиссерам на неприкосновенность постановки

               По инициативе Гильдии театральных режиссеров России, возглавляемой Валерием Фокиным, и благодаря его личной энергии, настойчивости и заинтересованности, 7 марта 2017 года в Государственной Думе РФ состоялось второе, основное чтение о внесении поправок в четвертую часть ГК РФ об охране интеллектуальных прав режиссеров-постановщиков.

МОСКВА, 7 марта. /ТАСС/. Госдума приняла во втором — основном — чтении поправки в четвертую часть Гражданского кодекса РФ об охране интеллектуальных прав режиссеров-постановщиков.

По данным ТАСС,  глава профильного комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников пояснил,  что «в действующем законодательстве режиссер театра не имеет интеллектуальных прав на публичную живую постановку спектакля». При этом в современном театре режиссер является организатором, объединяющим благодаря своему творческому труду все элементы сценического действия: пьесу, актерское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение и другое.

«На практике нередки ситуации, когда сценические постановки режиссеров активно используются без их согласия другими, иногда менее известными лицами. Или актеры, отправляясь на заработки, «прихватывают» с собой целые театральные постановки или сцены из таковых, не заключая договоров с режиссером-постановщиком и не выплачивая ему вознаграждения. В итоге интеллектуальные права театрального режиссера оказываются полностью не защищенными», — указал глава комитета.

Концепция законопроекта

Документ направлен на усиление охраны смежных прав режиссеров-постановщиков спектаклей. В частности, дается определение постановки спектаклей, выраженной в какой-либо объективной форме, в качестве особого результата исполнительской деятельности. Режиссер-постановщик наделяется личным неимущественным правом — правом на неприкосновенность постановки. Защита этих прав не ограничивается лишь использованием постановки в записи, передачи в эфир или по кабелю, как это имеет место в действующем законодательстве.

В число правомочий, определяющих содержание исключительного права на постановку, включены правомочия публичного исполнения спектакля, в том числе в живом исполнении. Определен момент начала охраны исключительного права режиссера на постановку в зависимости от первого публичного исполнения — с 1 января года, следующего за тем, в котором имело место первое публичное исполнение. Исключительное право режиссера-постановщика действует в течение всей его жизни, но не менее 50 лет.

«Распространяться указанные новеллы будут на постановки, первое публичное исполнение которых будет осуществлено после вступления в силу закона», — пояснил Крашенинников.

Поправки ко второму чтению

Принятыми поправками ко второму чтению уточняются права режиссера-постановщика на неприкосновенность постановки. Регламентируется, какие именно искажения недопустимы в отношении живой постановки, — искажения, приводящие к извращению смысла или нарушению целостности восприятия исполнения.

Определяется форма постановки, допускающая ее воспроизведение и распространение с помощью технических средств. «Это относится к постановкам, созданным на основе драматического или музыкально-драматического произведения, а также цирковым, кукольным, эстрадным и другим театрально-зрелищным представлениям», — добавил глава комитета.

«Законопроект стал результатом совместной работы специалистов в области авторских прав и представителей театральной общественности — известных режиссеров, актеров и руководителей театров, с которыми был проведен ряд рабочих встреч и совещаний», — сообщил Крашенинников. По его словам, принятие поправок позволит «существенно влиять на защиту прав режиссеров, повысить профессиональный статус режиссера-постановщика и качество спектаклей в отечественных театрах, а также будут содействовать развитию в нашей стране режиссерского театра.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *