Рекомендации к Федеральному Закону «О внесении изменений в четвертую часть ГК РФ»

                  Уважаемые режиссеры!

                Напоминаем вам, что с 1 января 2018 года вступает в силу Федеральный Закон  «О внесении изменений в четвертую часть ГК РФ», который расширяет права режиссеров-постановщиков на свои спектакли.  В связи с этим вашему вниманию представляются комментарии юриста, кандидата экономических наук Марины Андрейкиной,  которые поясняют принятый ФЗ, а также рекомендации Председателя Гильдии театральных режиссеров России Валерия Фокина.
С 1 января 2018 года помимо видео и аудиозаписи спектакля, режиссерской экспликации,  главным документом фиксации авторского права постановки становится партитура, которая в случае конфликтной ситуации между режиссером и театром сможет подтвердить право режиссера-постановщика на собственный спектакль.

Рекомендации В. В. Фокина к Федеральному Закону вы можете увидеть, пройдя по ссылке:      Комментарии Валерия Фокина   

Комментарии М. С. Андрейкиной:

Внесенные изменения четко разграничили объекты смежных прав артистов-исполнителей и режиссеров-постановщиков, а также специфицировали полномочия режиссеров-постановщиков на их постановки.

  1. Согласно новым формулировкам за режиссером-постановщиком закреплено неимущественное право – право на неприкосновенность постановки при публичном исполнении (пп.4 п.1 ст.1315 ГК РФ).

Уточним: особое значение для самих режиссеров и для театральной практики в целом имеет право на неприкосновенность постановки в живом исполнении. Для реализации режиссером-постановщиком этого права на практике, а также для обеспечения нормального функционирования театра сторонам необходимо будет внести в текст договора (и/или его приложений) пункты, в которых содержится указание на то, что именно и при каких условиях может быть осуществлено без согласования с правообладателем, каков порядок согласования изменений постановки и что не может быть сделано театром ни при каких условиях. Так, в частности, стороны могут прописать, на каких условиях осуществляются вводы, как именно должна быть согласована кандидатура вводимого актера, в каком случае ввод считается согласованным, обязан ли театр пригласить, а режиссер-постановщик приехать для осуществления ввода (кто и в каком объеме оплачивает расходы в этом случае) и т.п. Целесообразно аналогичным образом прописать возможности и осуществление переносов постановки на другую сцену (в т.ч. гастроли) и другие подобные вопросы. Представляется, что изменения, осуществляемые театром в рамках художественной разумности и возможностей театра при сохранении узнаваемости постановки зрителем, не должны считаться нарушением целостности постановки. Стороны могут прямо указать это в договоре.

  1. Кроме неимущественного права на неприкосновенность постановки при публичном исполнении, режиссеру-постановщику предоставлено право имущественного характера – исключительное право на публичное исполнение постановки спектакля, то есть представление постановки в живом исполнении (пп.10 п.2 ст.1317 ГК РФ).

Для практики это означает, что пользователь (театр) должен получить разрешение от режиссера-постановщика на публичное исполнение постановки, то есть внести этот пункт в договор с режиссером-постановщиком. В договоре указываются условия, на которых это право предоставляется. Основным условием, как правило, считается вознаграждение. Стороны могут договориться о выплате единовременного, фиксированного вознаграждения (гонорара), либо о выплате за каждый раз использования постановки (поспектакльные), либо о сочетании различных форм выплат. Размер и порядок выплаты вознаграждения оставлен на усмотрение сторон, то есть также должен быть отражен в договоре. Закон не запрещает некоммерческим театрам получать право на публичное исполнение постановки на безвозмездных условиях.

  1. Ключевым вопросом в предоставлении и дальнейшей реализации прав режиссера-постановщика является вопрос определения объекта права – вопрос фиксации постановки.

Закон предоставляет охрану постановке, если она выражена в форме, позволяющей осуществить ее повторное публичное исполнение при сохранении узнаваемости конкретной постановки зрителями, а также в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств (пп.1 п.1 ст.1304 ГК РФ). Представляется, что форма живого публичного исполнения постановки вряд ли будет признана судом достаточной для предоставления исключительного права на постановку режиссеру-постановщику, поскольку живое исполнение подвижно и порождает уникальный спектакль «здесь и сейчас». Судам еще предстоит наработать практику по этому вопросу, но наиболее вероятными формами фиксации постановки могут быть партитура постановки (спектакля) и/или видеозапись. Партитура постановки спектакля включает в себя все элементы постановки (текст, звук, мизансцены, свет и пр.), соотнесенные хронологически. В театральной практике партитуру постановку спектакля может составить экземпляр помощника режиссера в совокупности с техническим паспортом спектакля, заверенные режиссером-постановщиком. (См. пример партитуры.) Фиксация постановки в форме видеозаписи также может использоваться для целей правоприменения. Однако в отличие от партитуры постановки видеозапись будет содержать уникальные проявления данного конкретного спектакля, сыгранного в день съемки. Следует отметить, что фиксация постановки необходима как в интересах режиссера (правообладателя), так и театра (пользователя). Тем не менее, режиссер-постановщик несомненно является лицом более заинтересованным, поскольку при отсутствии фиксации постановки неопределенным оказывается объект права, а при отсутствии объекта права нет  и прав. По этой причине, в отношении вопросов, касающихся фиксации постановки, целесообразно на режиссера-постановщика возлагать ответственность, а на театр – содействие.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *